МИХАЙЛОВ Владимир Иванович

Творчество тамбовских художников. 1917-1945 гг.

История изобразительного искусства на Тамбовщине до настоящего времени нашла, довольна скупое освещение в литературе. Исключение составляет лишь творчество таких видных мастеров советского изобразительного искусства как художники А.М.Герасимов и Ф.В.Антонов, родившихся и получивших первое художественное образование первый — в Козлове /ныне Мичуринск/, второй в самом Тамбове. Творчество других же менее крупных мастеров нашло освещение лишь в небольших разрозненных газетных
статьях и заметках главным образом в плане обзорного освещения той или иной местной выставки. Попытка создания обобщающего исторического очерка о становлении и развитии изобразительного искусства в бывшей Тамбовской губернии, а впоследствии в Тамбовской области была предпринята вскоре после Великой Отечественной войны мичуринским художником и журналистом В.К.Дрокиным, однако его работа осталась незавершенной. Наиболее ценной частью в рукописи Дрокина являются материалы, связанные с дореволюционной школой Афанасия Надеждина в городе Козлове и деятельностью его последователей. Что же касается интересующего нас вопроса о развитии \искусства после Октябрьской революции, то здесь автор наметил лишь самую общую схему, почти совсем не иллюстрируя его фактическим материалом.
В данной работе я делаю попытки детально осветить творчество местных художников в советское время, хотя ее также нельзя назвать в какой-либо мере полной. Как одну из объективных трудностей, встретившихся в процессе сбора материала по теме, следует отметить отсутствие ряда произведений, не сохранившихся до нашего времени. Основное внимание в работе уделяется творчеству художников города Тамбова, однако, в процессе изложения темы, хотя бы  в общих чертах упоминаются события, происходившие в художественной жизни всей области в целом.
Перед тем как приступать к основному материалу, необходимо кратко коснуться художественной жизни дореволюционной Тамбовской губернии.Одним из самых ярких примечательных факторов является здесь деятельность А.Ф.Надеждина. Его упорные, порой просто героические усилия по развитию художественного образования на Тамбовщине не пропали даром: его ученики, хотя они были, очевидно, не очень одаренными
живописцами /их подлинных работ не сохранилось,/ продолжают дело своего учителя.Так, например, в самом Тамбове в последней четверти XIX века существовала мастерская В.Гладышева, где начинал свое образование С.И.Криволуцкий . Вскоре после окончания Академии Художеств Криволуцкий открывает в Козлове свою школу, где среди его первых учеников был А.М.Герасимов.Правда.деятельность Криволуцкого была очень недолгой - материальные трудности и усилившийсяполицейский надзор вынудили его оставить свою мастерскую.В плане общего изложения темы можно также упомянуть о пребывании на Тамбовщине таких замечательных мастеров русского искусства как Фёдора  Васильева(1869) и Валентина Серова (1903). И хотя эти поездки носили в целом кратковременный характер и затрагивали небольшой круг лиц, они имели определенный общественный резонанс в культурной жизни губернии. Законно могли гордиться тамбовцы творчеством одного из крупнейших мастеров русской исторической живописи-А.П.Рябушкина, уроженца седа Борисоглебского Тамбовской губернии /ныне город в составе Воронежской обл./
Годы перед Октябрьской революцией характеризуются деятельностью так называемого
„Тамбовского общества любители художеста", инициатива создания которого принадлежала племяннице известного московского мецената Саввы Мамонтова - Новосильцевой. Общество имело свою программу,
одним из пунктов которой стояла популяризация искусства в народе путем организации художественных выставок.
Выставки открывались ежегодно в большом зале Нарышкинской читальни /сейчас библиотека имени А.С.Пушкина/, последняя из них состоялась в 1915 году. В выставках принимали участие такие крупные мастера как К.Коровин, В.Поленов, С.Жуковский и другие. Рядом с ними выставляли свои работы В.Г.Белоцветов  и А.Н.Нестеров - молодые тамбовские художники,ставшие одними из первых организаторов художественной жизни в городе (вскоре после октябрьской революции) Определенное воздействие на формирование ряда молодых тамбовских художникои оказывали жившие и преподовавшие в это время в Тамбове недавние выпускники Пензенского художественного училища М.А.Антонов и В.Н.Кежухов , особенно последний. Октябрьская революция дает толчок развитию новой культуры, в том числе и в области изобразительного творчества.
Процессы, происходящие в первые годы после победы революции в художественней жизни города, ничем в целом не отличаются от тех, что происходят в это время по всей стране. В область художественного творчест-
ва втягивается большое количество новых людей, имещюих иногда весьма случайное отношение к искусству и вскоре отошедших от него, возникает ряд группировок. Особенно большая тяга к искусству возникает в среде мо- лодежи, в 1917 г. в Тамбове открывается школа рисования. В 1918 г. в городе создается Товарищество художников, фактически никому не подчиняющееся. Работа Товарищества наглядно проявилась в оформлении Тамбова в первую годовщину победы Октябрьской революции. Эскизов оформления площадей и улиц города не сохранилось, но о его масштабах говорят такие цифры: на красочные траспаранты и лозунги ушло 3000 погонныхметров ткани, привезенных в мастерские Товарищества, расположенные в залах бывшего городского универмага, на двух трехтонных грузовиках - цифра немалая для сравнительно небольшого губернского городка с населением не насчитывающим и 70.000 человек. Товарищество выполняло также работы по договорам: писались портреты, изготовлялись знамена и транспаранты, писались картины для украшения клубов .Они не отличались высоким качеством. В 1919 г. во время налета на город белогвардейских отрядов Мамонтова все работы и фонды Товарищества были либо уничтожены, либо разграблены и оно прекратило свою деятельность.
Самодеятельных художественные организации возникают в это время и в других городах Тамбовской губернии. В 1918 г. организуется „Коммуна творчества козловских художников" под руководством демобилизованного из армии А.М.Герасимова. Она существовала до 1922 г. Студия открылась в городе Моршанске.
В начале 1919 г. в Тамбове возникает местная организация Пролеткульта. Одним из инициаторов ее создания был живший в это время в городеныне известный советский художник А.В.Фонвизин. При Пролеткульте бы-
ла организована студия, которой руководили Фонвизин, Белоцввтов и Нестеров.
Особенностью деятельности Пролеткульта в Тамбове было то обстоятельство, что художники примыкавшие к нему, по крайней мере в своей практической деятельности, оставались чужды тем левым течениям, которые
активно старался внедрить Пролеткульт. Дело заключалось, очевидно, в том, что на различных выставках с приглашением мастеров различных направлений, которые устраивало в эти годы местное отделение Пролеткульта, перед глазами молодежи не оказалось образцов модных левых течений, способных вызвать стремление к подражанию. Кроме того в студии при Пролеткульте вели работу преподаватели, являющиеся воспитанниками реалистической русской живописной школы XIX века.
Ряд художников, обучавшихся в студии при Пролеткульте, продолжили и дальше свое художественное образование. Среди них можно, нап-ример, назвать Т.А.Лебедеву, живущую и работающую ныне в Москве.
От этого времени из работ местных художников дошли лишь единичные образцы. Преимущественно это пейзажи небольшого формата. Среди них пейзаж художника А.И.Левшина  изображающий вид живописного лесного села Тулиновка под Тамбовом. В живописном отношении работа носит черты некоторого притивизма, проявляющегося в частности, в,сплошной ровной раскраске отдельных предметов. Художник Н.А.Отнякин также пишет пейзажные этюды окресностеи Тамбова, а также портретные работы очень маленького формата; лучший из них „Портрет сестры" 1920 г., выполнений легкими прозрачными, почти акварельными мазками.
В 1925 г. в Тамбове возникает отделение АХРРа. Одним из главных инициаторов его создания был вышеназванный А. В .Фонвизин. Из первых членов новом организации видное место в художественной жизни города заняли художники Н.Отнякин, А.Нестеров, В.Кожухов, В.Белоцветов. Последний.в частности был председателем АХРРа после отъезда в Москву Фонвизина. Вскоре Тамбовское 0тделение оформилось в губернское отделение АХРРа, включив прежде всего Козловскую организацию художников. В Козлове до этого, наряду с художниками реалистами Герасимовым, И.Еханиным и др.пытались активно выступать кубисты и иманжинисты /Окорков,Шелест/. Ахрровское движение поглотило их. АХРР значительно активизировал художественную деятельность.
Были организованы две большие выставки художников-ахрровцев в 1927 и 1929 гг., устраивались коллективные обсуждения творчества того или иного художника, устраивались лекции для населения по изобразительному искусству.
В середине двадцатых годов появляются первые тематические картины. Одной из значительных работ этого времени была картина А.Н.Нестерова «Чулочницы", изображающая трех девушек.занятых работой. Художнику
удалось найти живую взаимосвязь между фигурами. В то же время в манере живописной кладки, можно найти какие-то точки соприкосновения с искусст-вом французских мастеров импрессионизма. Черты жанровости присущи и отдельным работам этого периода художника Н.А.Отня.кина.Такова его картина „Крестьянка за работой", изображающая молодую женщину сбивающую в кувшине масло. Правда, и у него есть в это времяотдельные черты, заставляющие зрителя мысленно сопоставить его произведения с работами мастеров постимпрессионизма /как отмечала критика тех лет, увлечение Сезаном проявлялось у целого ряда молодых художников той поры/. Отнякин, однако, упорно ищет свое творческое лицо. Немалыми живописными достижениями отмечены две его работы, экспонировавшиеся на XI выставке АХРа ,, Искусство в массы" 1929г. Одной из этих работ является „Портрет сестры"* 1927г., представляющий погрудное
изображение девушки-подростка, с задумчивым чуть прищуренным взглядом, скользящим мимо зрителя. Белее активным началом наделен второй образ. созданный Отнякиным в жанровом портрете „За книгой" также- 1927 года, изображающий пожилую женщину, сидящую в кресле у окна. Работа выполнена
в очень энергичной пастозной манере, но,к сожалению, картина сильно потемнела к настоящему времени. Несколько нарочито выглядит такая деталь, как яркая красная звезда на обложке книги в руках женщины-прием,  который художник явно стремился дать привязку изображенного персонажа к современности. Прием, подобный этому, был распространен среди некоторых художников , входивших в организацию АХРРа, давая повод для полемических нападок их противникам.
На этой же выставке в Москве были представлены работы еще двух тамбовских художников - „Портрет работницы", отдельные рисунки В.Белоцветова и "Швея" А.Нестерова, которая являлась подготовительным этюдом к названной картине „Чулочницы".
Ощутимые успехи тамбовского отряда художников приводят к организации в городе в 1929 г. художественного техникума, который существовалздесь до 1937 г., слившись затем с Пензенским художественным училищем.
Стремление к отображению новой действительности, к тесному общению с людьми производства ведет к организации специальных тематических выставок - форма, которая зародилась еще при существовании АХРРа.До Тамбова она дошла несколько с запозданием в начале тридцатых годов. Художники направляются в творческие командировки на предприятия и в села. Нередко, правда, их зарисовки носили слишком описательный, поверхностный характер или же черты хроникальной документальности.
Не случаен по-этому сам факт совмещения в 1930 г. выставки работ тамбовских художников с областной фотовыcтавкой. На следующий год в городе организуется объединенная выставка тамбовских и орловских художников. От Тамбова участвовало 24 автора. В рецензии на выстаку в центральной прессе    отмечался разрыв между новой тематикой и старой формой ее воплощенияю Как одна из лучших отмечалась картина художника А.Левшина «Тамбовская здравница", где форма соответствовала содержанию, и картина А.Д.Рогова „Лыжная вылазка" /обе не сохранились/.
В 1932 году в печати публикуется постановление ЦК партии „о перестройке литературно-художественных организаций обсужденное и принятое как новая боевая программе действий всех работников культуры.                                         
В этом же году тамбовские художники входят организационно в состав ССХ Центрально-Черноземной области с центром в Воронеже. На ежегодный объединеных выставках принимает участие большинство тамбовских
живописцев и графиков /в довоенные годы в Тамбове не было мастеров-скульпторов. Не случайно, например, что будущий скульптор А.А.Мурзин начинал свой творческий путь в Тамбовском художественном техникуме как живописец/.
Различные выставки проходят в это время и в Тамбове. С интересом были приняты зрителями новые работы А.Левшина и П.Дмитриева, сделанные ими на Тамбовском вагоно- ремонтном заводе, среди которых было много портретных зарисовок передовиков производства. Как рассказывал АЛевшинво время их работы на заводе художникам оказывался самый теплый прием.
Очень живые зарисовки делает в это время художник Н.Отнякин в колхозах Сампурского района. Отдельные эаконченые портреты, созданные им, восоздают обощенные образы людей колхозной деревни, отличаясь большой точностью социальной характеристики.
В 1936 году тамбовские художники приняли участие в Московской выставке пяти областей. Выступление это было небезуспешным. Известный советский мастер К.Юон писал о своем бывшем ученике художнике Белоцветове: „В небольшом отделе рисунков, акварели и гравюр выделяются ровной и выдержанной культурой отличные работы Белоцветова" '. Об одной из работ Отнякина написала в газете „Советское искусство" О.Бубнова;,,. ..В портрете „Колхозник т.Горлов", написанном масляными красками, Отнякин сумел дать очень яркую характеристику оригинала" 4/. В этой работе, в частности заметно, как изменяется колорит художника в сторону преобладания светлых теплых тонов»
В 1937 году в связи с организацией самостоятельной Тамбовской области в годовщину Октябрьской революции в городском краеведческом музее организуется так называемая 1-ая областная выставка живописи, рисунка и графики. В каталоге выставки было немало новых имен. Выставил свои ваботы и старейший мастер Н.И.Фрейман *, долгое время не выставлявший своих новых работ. Недостатком выставки было то, что жанровых произведений на ней было немного. В.Н.Кожухов экспонировал полотно „В день от-
дыха", несколько перегруженную крупномасштабными фигурами, художник В.Н.Проскуряков - картину „На стадионе". Н.А.Отнякин выступил с картиной "Прополка проса", где ему удачно удалось связать фигуры работающих женщин-колхозниц с пейзажной средой. Примерно в эти же годы Отнякин создает большое полотно „Да стадионе", удачное по колориту, но несколько статичное по композиции трех фигур в раздевалке на катке.Большим мастером детского портрета показал ученик Фаворского С.И. Канин в выполненном пастелью "Спящем ребенке" и серии линогравюр на эту же тему.   Несомненно, что выставка дала немалые толчок для творческих споров и дальнейшего роста художников области.
Деловую помощь оказывали тамбовским художникам их земляки - известные в это время советские мастера А.Герасимов и Ф.Антонов. Так, А.Герасимов присылал свои новые работы на все выставки мичуринских художников,целый ряд картин он  подарил местному краеведческому музею, мечтая открыть в родном городе отдельную галерею, часто выступал А.Герасимов в местной печати 2, другой художник - Ф.Антонов-летом 1935 года по специальной командировке приезжал в Тамбов, Он познакомился с художественной жизнью города, в товарищеской обстановке дал художникам немало ценных советов и замечаний.
Последняя предвоенная выставка в Тамбове состоялась в январе 1941г.
В основном на ней экспонировался подготовительный материал к юбилейной выставке 1942 года „Наша Родина".Дальнейшую творческую работу художников нарушила Отечественная
война. Ряд из них мобилизуется на фронт и в тыловые части, но те, что остались на месте, не прекращают своей работы. В. 1942 году организуется передвижная выставка для показа в госпиталях. На следующий год возникает другая большая выставка, показанная уже всему населению города. Темой выставки было: „Тамбов в дни Отечественной войны"» На выставке участвовало 12 авторов. Скромный каталог печатался на пищущей машинке.
Художник В.Белоцветов представил картину „На стройке узкоколейки",изображающую строительство дороги для подвоза топлива к оборонным заводам.В.Н.Кожухов, кроме картины «Проводы комсомольцев на трудовой фронт"показал зрителям несколько портретов воинов Красной Армии. Н.А.Отнякин Написал полотно „Заградительный пост на северней окраине Тамбова".
В годы войны тамбовскими авторами создается еще несколько картин. посвященных суровым событиям войны.Левшин пишет большую картину „Передача танковой колонны „Тамбовский колхозник". А.Н.Нестеров - жанровый портрет „Письмо с фронта", изображающий девушку, только что прочитавшую весточку с фронта. Художник правдиво раскрыл психологическое состояние своей героини, когда тревожные ожидания сменяет радость известия, что близкий человек жив и невредим. К недостаткам картины можно отнести некоторую мелочность в передаче второстепенных деталей, мало что дающих в раскрытии взятой темы.
Крупным успехом местных мастеров живописи следует считать две портретные работы, созданные в год окончания войны. А.Н.Нестеров в „Автопортрете в ушанке" создает образ художника, вместе со всем народом прошедшим сквозь суровую годину войны. Большим обобщением отмечен портрет„Колхозник" работе Н.А.Отнякина. Медаль „За доблестный труд в Великой Отечественной войне", повешаная вопреки всем правилам на отвороте полушубка - это прежде всего свидетельства огромной гордости этого простого
человека подвигом народа,_частица которого он сам. Очень выразительно написано лицо колхозника.
Развитие послевоенного искусства в Тамбове связано с творчеством уже названных мастеров Д.И.Левшина, Н.А.Отнякина, А.Д.Рогова, однако в эти же годы вступает на творческий путь и целая группа молодых одарен-
ных художников, а также появляется свой отряд скульпторов. Все это вносит свои новые оттенки в развитие изобразительного искусства и, безусловно,требует специального обзора.
Оценивая работу проделанную творческим отрядом тамбовских художников за рассматриваемый большой период, следует отметить, что он характеризовался и определенными успехами и достижениями, были в нем и существенные недостатки: не всегда правильно понимался метод социалистического реализма, требующей разнообразия индивидуальных манер, что вело к известней однообразности, неширокий круг тем затрагивался в жанровых произведениях. Но лучшими работами тамбовские художники уверенно заявляли о себе, как о идущих в общем широком могучем русле молодого советского изобразительного искусства.

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l