СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

Становление и развитие Тамбовской региональной организации Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России» (30-40-е годы XX века)

Тамбовское областное отделение Союза советских художников возникло в 1938 году на базе филиала Ассоциации художников революционной России. До 1960г. организация находилось в здании бывшего Мариинского детского приюта (ул. Советская,59), затем - в Доме художников (ул. Советская, 7), с 1973 го-
да - в здании Художественно-промышленных мастерских (ул. Гоголя, ба). Первым председателем отделения стал В.Н.Кожухов (1882-1964), затем в 193 0-е, 40-е гг. его возглавляли художники В.Г.Белоцветов (1894-1975), А.И.Рогов (1904-1974), НА.Отнякин (1893-1966), А.И.Левшин (1889-1972).
Возникновению Тамбовской организации СХ предшествовала история становления искусства на Тамбовщине в период 1920-х г.г. Это было время рождения и первых шагов советского изобразительного искусства.
«В декабре 1922г. было создано добровольное и равноправное объединение республик страны - Союз Советских Социалистических республик (СССР). В стране началась культурная революция. Во многих областях создаются новые очаги культуры: художественные учебные заведения, открываются музеи, создаются памятники, организуется множество выставок. Постановление ЦК КПСС(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 г. указывало на требование - занять ведущие позиции в художественном творчестве. Путь к этому в тот период партия усматривала в развитии
высокоидейного реалистического искусства, понятного миллионам людей»'.
В области изобразительного искусства данные установки стали во многом программой деятельности образованной в 1922г. Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1928 АХРР была переименована в АХР - Ассоциацию художников революции. Возникшая первоначально в Москве, АХРР, в скором времени,создала свои филиалы во многих городах страны.
В Тамбове АХРР был организована в 1925году. Одним из инициаторов её создания был художник А.В.Фонвизин (1882-1973), ставший впоследствии председателем этого объединения. Активное участие вместе с ним в организации филиала АХРР принимали и другие местные художники: В.Г.Белоцветов
(1894-1975), А.Н.Нестеров (1883-1961), Н.А.Отнякин (1893-1966).
В апреле 1927г. в Тамбове состоялась первая большая выставка местных художников-ахрровцев. Наиболее активное участие в ней принимали живописцы А.В.Фонвизин, В.Г.Белоцветов, А.Н.Нестеров, Н.А.Отнякин, П.Д.Мягков, А.П.Савинов, Г.А.Сметанин, Н.А.Андреев.
Смотром работы, проделанной местным филиалом ахрровской организации, явилось участие тамбовских художников на проходившей в Москве XI выставке АХР «Искусство в массы» (1929).
Тридцатые годы были периодом наступления социализма по всему фронту и его победы в СССР. Перед изобразительным искусством встали новые задачи. « В первую очередь, нужно было отразить в искусстве героический труд советского народа»2 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно предусматривало роспуск существующих объединений, число которых к началу 1930-х гг. заметно выросло, и создание единых творческих союзов, в том числе Союза советских художников, что способствовало бы сплочению художественной интеллигенции вокруг задач строительства нового общества. Большинство мастеров изобразительного искусства встали на общую платформу социалистического реализма. Сущность этого метода заключалась в правдивом отображении дей-
ствительности в его революционном развитии. Результатом подобных преобразований стало открытие в Тамбове в 1938 году областного объединения Союза советских художников. Как уже отмечалось, первым председателем его стал художник В.Н.Кожухов (1882-\1964)3. Этот период отмечен активной выставочной деятельностью в Тамбове.
На первых состоявшихся выставках областной организации Союза художников обратили на себя внимание работы А.Н. Нестерова, С.Г.Архипова, Н.А.Отнякина, В.Г.Белоцветова, А.И.Левшина, Н.М.Шевченко.
Одной из форм связи искусства с жизнью в 1930-е гг. были творческие поездки художников на заводы, фабрики, колхозы.
В 1933 году прошла первая областная художественная выставка «Художники Центрально-черноземных областей за 15 лет», а через три года состоялась следующая областная выставка. Участвующие на них художники продемонстрировали свой возросший профессиональный уровень. Представленные на вы-
ставках произведения отмечены поисками новых тем, идеалов, отвечающих требованиям времени.
Прослеживая хронологически события этих лет, нельзя не остановиться на творчестве тех мастеров, благодаря которым в городе формировалась художественная среда, способствующая дальнейшему развитию искусства нашего края.
Большую творческую активность в послереволюционные годы проявил живописец Алексей Николаевич Нестеров (1883-1961)г. Наряду с другими художниками он также был инициатором создания в Тамбове филиала АХРР. Наряду с преподавательской деятельностью в тамбовском художественном техникуме, художник в 1920-е годы много работал в Тамбовском художественном музее, собрание которого за это время пополнилось рядом значительных произведений, отобранных в Государственном музейном фонде. В 1930-40-е гг. художник создал свои наиболее значительные работы, к которым можно отнести: «Автопортрет в ушанке» (1943), «Письмо с фронта» (1943), хранящиеся в собрании ТОКГ.
Начало творческого пути Николая Александровича Отнякина (1893-1966) относится к середине 1920-х гг. Наиболее активным периодом для живописца стали 1930-60-е г.г.
В 1930-х гг. художник пишет немало тематических полотен, портретов, натюрмортов. Наряду с другими мастерами Тамбова он принимал участие в не скольких больших художественных выставках, в том числе «Выставке пяти областей». (Москва. 1936). Многие произведения художника хранятся в собрании
ТОКГ («Новая книга» 1929, «Прополка проса» 1934, «Студентка. Портрет Аллы Савиных» 1962 и др.).
Один из ярких, самобытных живописцев Тамбова Алексей Иванович Левшин (1889-1972)6 проявил большую активность в формировании художественной среды города Тамбова.
А.И.Левшин - автор портретов, пейзажей, натюрмортов, написанных в свойственной ему характерной манере письма, с точным, выверенным мазком, свободно ложащимся на поверхность холста. Лучшие работы художника находятся в коллекции ТОКГ: «Портрет брата А.И.Левшина - режиссера киностудии «Мосфильм» (1961), «Портрет художника И.Я.Копрова» (1949), «Сирень» (1962), «Красные маки» (1970), «Дом, где жил Подбельский» (1965) и др.
Всеволод Гаврилович Белоцветов (1894-1975)7 - один из старейших представителей тамбовских художников.
В своем творчестве В.Г. Белоцветов всегда опирался на достижения художников реалистической школы, создавая работы искренние и проникновенные. Он работал в пейзажном, портретном жанрах. Наиболее активный периодего творчества приходится на 1930-40-е гг. Известные живописные работы В.Г.Белоцветова «Набережная реки Цны» (1940-е), «Купальщицы». Конец 1930-х, «Портрет солдата» (1942). «Автопортрет» (1938), «Портрет художника А.Н.Нестерова» (1944) находятся в коллекции Областной картинной галереи.
Названные художники составили основное ядро созданной организации союза художников в Тамбове.
Новый этап развития изобразительного искусства в Тамбове пришелся на годы Великой Отечественной войны.
Сам фронт не дошел до территории Тамбова, но фашисты захватили значительную часть соседней Воронежской области. Жители города жили в постоянном напряжении, ожидая дальнейшего развития событий.Наиболее действенной формой искусства в годы войны стали агитплакат и карикатура. Создавая агитационные плакаты, вывешивая в окнах домов сотни номеров «Окон ТАСС», работая над картинами, отражающими события военных лет, тамбовские художники помогали фронту в Победе над фашистской
Германией. В годы Великой Отечественной войны художники П.И.Дмитриев, Н.И.Фрейман, Т.А.Лебедева, Н.Д.Петров, Н.А.Андреев, К.М.Стаховский (эвакуирован из Воронежа, в годы войны исполнял обязанности гл. художника Тамбовского драматического театра), В.Н.Кожухов, А.Н.Нестеров, Т.Н.Емельянова
входили в состав творческой группы местного отделения Союза художников. Работать художникам приходилось в трудных условиях. Не хватало кистей, красок. Иногда художникам приходилось работать круглые сутки, чтобы выполнить во время очередной заказ. К таким заказам относилась работа над «Окна-
ми ТАСС» . В начале войны «Окна ТАСС» изготовлялись целиком на месте. Позднее из Москвы приходили готовые трафареты. «В среднем одному художнику приходилось размножать на дому до двухсот экземпляров каждого нового выпуска»
Несмотря на большую загруженность, многие тамбовские художники работали творчески над созданием пейзажей, портретов, тематических полотен. В городе проходят художественные выставки, которые экспонировались в здании парткабинета на ул. Карла Маркса. Там же размещалась художественная сту-
дия. Многие работы вывешивались без рам. В этот период тамбовские художники сформировали небольшие передвижные выставки, которые показывались в госпиталях и воинских частях гарнизона.
Первая выставка военных лет, посвященная обороне СССР, открылась в Тамбове осенью 1941 года. Следующая выставка «Тамбов в дни Отечественной войны» состоялась в 1943 г. Двенадцать участников экспонировали на ней более 60 живописных и графических работ. Небольшим тиражом был выпущен ката-
лог, отпечатанный на пишущей машинке. На выставке принимали участие уже названные художники: Н.А.Отнякин «На северной окраине Тамбова» (1942), А.Н.Нестеров «Установка надолб на улицах Тамбова» - не сохранилась, «Воздушная тревога» (1943) - собственность семьи, В.Г.Белоцветов «На стройке узкоколейки» - не сохранилась, А.И.Лёвшин «Подвозка торфа для школ» - ТОКМ, Т.Н.Емельянова «Рытье противотанкового
рва вокруг Тамбова» - ТОКМ.
Таисия Николаевна Емельянова была среди тех, кто не жалея своих сил, трудился в тылу. В произведениях, посвященных теме Отечественной войны, («Бронепоезд «Тамбовский рабочий» - ТОКГ, «Подарок фронту» (1947) -ТОКМ) запечатлен трудовой подвиг жителей родного города, собравших для создания бронепоезда нужные деньги. Именно сопричастность художницы к событиям военных лет делает работу редким документом военной поры.
В 1940-е годы художница много работает в портретном жанре («Портрет А.Н.Нестерова», «Портрет военного», «Автопортрет. 1942»), создавая выразительные художественные образы Наиболее значительными произведениями военных лет стали работы художника А.Н.Нестерова «Письмо с фронта» (1943) ТОКГ, «Автопортрет в ушанке» (1945) ТОКГ, В.Г.Белоцветова «Физкультурница» (1943) ТОКГ, НА.Отнякина «Портрет колхозника» (1945) ТОКГ.
Произведения тамбовских художников военного времени, отличающиеся искренностью, правдиво отражают события, происходящие в тылу, создают яркие картины жизни нашего города в это суровое, непростое время.
Тамбовские художники, работавшие в 1930-е, 40-е годы. заложили основы дальнейшего развития изобразительного искусства нашего края, создали традиции, ставшие опорой для молодых мастеров, приходящих им на смену.


Литература


1. История советского искусства. Том 1. - М., 1965.
2. Козлова В.М. Выставка произведений к 50-летию творчества Т.Н. Емель-
новой. Каталог. - Тамбов, 1982.
3. Михайлов В.И. Художники Тамбовского края. - Л., 1976.
4. Мызникова Е.И. Выставка произведений художника А.И. Левшина (1889 -
1972). Каталог. - Тамбов, 1979
5. Насильникова Н.В. Выставка произведений. Каталог.
6. В.Г.Белоцветов (1894-1975). Каталог.-Тамбов, 1982.
7. Пикулев. И.И. Русское изобразительное искусство. - М., 1977.
8. Сутормина Т.В. Выставка произведений Н.А.Отнякина (1893-1966). Ката-
лог.-Тамбов, 1994.

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l