СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

К 50-летию Тамбовской региональной организации Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России»

1988 году исполнилось 50 лет со времени создания Тамбовской областной организации Союза художников РСФСР, которая объединяет ныне в своих рядах 35 членов творческого союза. При организации работает молодежное объединение, включающее в свой состав 6 молодых художников.
История изобразительного искусства нашего края имеет свои давние глубокие корни.
В Тамбовской губернии родились известные отечественные мастера Е. Е. Лансере, А. П.Рябушкин, В. О. Шервуд. Сюда приезжали работать в XIX — начале XX века художники Н. Г. Чернецов, Г. В. Сорока, П. П. Соколов, Ф. А. Васильев, Л. Л. Каменев, брат и сестра В. Д. и Е. Д. Поленовы, скульптор И. С. Ефимов и его жена — живописец Н. Я. Симонович-Ефимова.
В течение сорока лет, начиная с 1832 года, в Козлове (современный Мичуринск) работала провинциальная художественная школа, которой руководил А. Д. Надежин. Традиции надежинской школы пытался возродить в городе в начале нашего века С. И. Криволуцкий. В числе первых учеников, занимавшихся под его началом, был будущий народный художник СССР А. М. Герасимов.
С первых шагов Советской власти, установленной на территории Тамбовской губернии 1 марта 1918 года, местные художники активно помогают   большевикам — создают средства наглядной агитации, оформляют революционные праздники, проводят художественные выставки. Первая из них состоялась в Козлове, где А. М. Герасимов организовал коммуну творчества, объединившую живущих в городе художников.
Существенную роль в становлении художественной жизни в самом Тамбове в   период 1920-х годов сыграл художник   А. В.Фонвизин (1882—1973). Он возглавил студию изобразительного искусства Пролеткульта, а в 1925 г. принимал активное участие в создании Тамбовского филиала АХРР — Ассоциации художников революционной России.
В творчестве местных художников этого периода находят развитие, различные виды живописи, включая жанровую картину. Среди работ выделяются полотна «Чулочницы» (сер. 1920-х гг.) А. Н. Нестерова (1883 - 1961), «Рабфаковцы» (1927) Козловского живописца И. Ф. Еханина (1876—1934), «Полка проса» (1934) Н. А. Отнякина   (1893 -1966).
В жанрах портрета, пейзажа, натюрморта много работают художники Н. М. Шевченко(1857—1933), В. Г. Белоцветов (1894—1975),
В. Н. Кожухов (1882—1964), А. И. Левшин (1889—1972), П. И. Дмитриев (1889—1964),А. Д. Рогов (1904—1974).
В 1938 году в Тамбове создается областное отделение Союза  советских художников. Первым его председателем был избран В. Н.Кожухов.
В суровое время Великой Отечественной войны остававшаяся в Тамбове  небольшая группа художников создает  «Окна ТАСС»,агитационные плакаты. Не оставляют авторы и работы над художественными полотнами,
рассказывающими о жизни тыла, портретами героев - фронтовиков. В числе наиболее значительных произведений этих лет портрет-картина «Письмо с фронта» (1943) А. Н. Нестерова, «Портрет солдата» (1942) и «Физкультурница» В. Г. Белоцветова, «Портрет колхозника» Н. А. Отнякина.
Новый творческий подъем в жизни коллектива начинается с 1950-х годов, когда в него вливается новое пополнение из числа выпускников художественных вузов и училищ страны. Помимо отряда живописцев, объединившего представителей разных поколений, в 1960-е—начале 1970-х гг. складываются творческие группы скульпторов,  графиков, прикладников.
В число  тамбовских художников-живописцев, включившихся в работу организации в послевоенное время, входят мастера — участники  крупных художественных выставок, чьи произведения занимают ныне видное место в российском изобразительном искусстве.
Любовью к родной земле, к живущим на ней людям проникнуты картины народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Е. В. Рябинского (род. 1925 г.) — живописца, тонко чувствующего цвет, его эмоциональные изобразительные возможности. Ведущее место в творчестве Рябинского принадлежит произведениям о современном колхозном селе — «Районный автобус» (1964), «Сельские будни» (1969),   «Фольклорная группа Черняновского хора» (1972). Художник подолгу живет и работает в деревне, хорошо знает ее быт. Многие его работы посвящены сельской молодежи. Образ человека неотделим у художника от окружающего мира природы. Не случайно наряду с жанровой картиной живописец уделяет много внимания работе в области пейзажа, где обращается как к камерным лирическим мотивам —
«В дождь» (1960), «Вешние воды» (1977), «Черемуха цветет» (1979), — так и к произведениям обобщающего эпического плана - «Земля тамбовская» (1982).
Народный художник РСФСР А. П. Краснов (род. 1923 г.) — автор, обращающийся в своем творчестве к историко-тематической картине. Глубоко раскрывается тема коллективизации в монументальном полотне «1929 год», повествующем о первом коллективном севе. Выразительны образы героев деревенских мужиков, при всей несхожести их характеров плечом к плечу стоящих в едином строю коммунаров.
Важное место у Краснова принадлежат произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. О героизме советского солдата повествует полотно «За землю родную»(1958). Ценный патриотический почин наших земляков нашел воплощение в работе «Передача танковой колонны «Тамбовский колхозник» (1984). Изобразительной манере Краснова свойственна внутренняя напряженность сюжета, мастерство в построении сложной многофигурной композиции, крепкий четкий рисунок.
Ряд произведений на историческую тему создают мичуринский художник С. Г.Архипов (род. 1897 г.) — «Ворота», рукописная иллюстрированная книга «Слово о полку Игореве»; тамбовские живописцы Ю. П. Новиков (род. 1937 г.), среди работ которого выделяется картина «В военные годы» (1963) - о нелегком детстве, выпавшем на долю мальчишек и девчонок военного лихолетья, А. П.Маринин (род. 1944 г.) — полотно «Первое радио на селе» (1979), «Стачка» (1985). Одна из последних работ живописца А. П. Маринина «Иван Анисимович Зяблов с внучкой»(1985) обращена к сегодняшнему дню.
Творчество Е. В. Соловьева (род. 1931 г.) посвящено современности. В работах «Ткачихи» (1964), «Минутный перерыв» (1967) раскрываются взаимоотношения между членами молодежных коллективов производственного и спортивного. Напряженное композиционное и цветовое решение полотен хорошо соответствует характеру выбранных сюжетов. Е. В. Соловьев написал ряд композиционных портретов, изображающих как конкретных людей — тружеников села, рабочих  служащих Тамбовского химического комбината — «Парторг цеха   Е. П. Тимашев»(1980), «Технолог А. Н. Смирнов» (1981), таки создающих собирательные образы. Наиболее художественно интересен в этом плане портрет «Лаборантка» (1959).
К молодежной теме обращался художник D М. Семенов (1936—1986), лучшей работой которого стала картина «Русский сувенир» (1966) с лирическим светлым образом девушки — продавщицы художественного магазина-салона.
Портретный жанр получил в Тамбовской организации значительное развитие.
Яркий художественный образ создал один из старейших мастеров А. И. Левшин в «Порете режиссера «Мосфильм» А. И. Левшина"(1961), который принимал участие в создании (фильма «Броненосец «Потемкин».
Обращаются к работе в этом жанре живописцы Ю. П. Батуров (род. 1941 г.), создавший несколько портретов товарищей по профессии, в их числе   «Портрет художницы - плакатиста В. Ждан» (1984 г.), «Портрет художника А. Бучнева» (1984), и Е. Н. Конопкин (род. 1945 г.) — «Портрет отца(1981).
Среди художников-пейзажистов активно трудятся Е. Ю. Ляпин (род. 1929 г.) и В.Шемякин (род. 1944 г.). У каждого из них свои излюбленные темы, своя манера выполнения — более мягкая по цвету и тону Ляпина — «Зима в деревне» (1977), "В лесничестве» (1982),   напряженная с плотным пастозным мазком у Шемякина, любящего мотивы ветреной погоды — «Северный пейзаж» (1975), «Весна» (1978). Шемякин много работает также в жанре натюрморта.
К числу лучших натюрмортов, созданных тамбовскими авторами, относится «Ржаной хлебушко — калачу дедушка» (1966)   художницы Т. Н. Емельяновой (род. 1911 г.) с живой композицией и звучной, сгармонированной в тоне живописью.
Постоянно обращается к жанру натюрморта и пейзажа В. С. Балагурова (род. 1933 г.), создающая в своих полотнах то мир старой русской деревни, с переходящим из поколения в поколение укладом быта, «Дверь   в житницу» (1979),  «Северный», «Воспоминание о жнице» (1981), то прозрачный, на-
поенный тишиной мир воскресного дня «Натюрморт с лимоном» (1975).
В середине 1980-х годов к работе в области жанровой картины подключаются молодые авторы, недавно принятые в члены Союза художников СССР, А. А. Харитонов (род. 1949 г.) — картина «Новый дом» (1984), И. Ф. Лимантова (род. 1958 г.) — «Хлеб привезли» (1984). А. Е. Рябинский (род. 1958 г.)— «Завтра—Новый год» (1986).
В 1920-е—начале 1930-х гг. в Тамбове работал   единственный  скульптор-декоратор П.А. Маслов (1888—1947). Центральным его произведением явились два больших настенных барельефа на фасаде клуба «Знамя труда» (1929).
Настоящий коллектив скульпторов начал складываться в Тамбовской организации с 1960-х годов, когда в город приехали Т. Г.Вельцен и С. Е. Лебедев. Немалый вклад в развитие скульптуры Тамбовской организации внесла рано ушедшая из жизни Т. Г. Вельцен (1930—1968), плодотворно работавшая над фигурной композицией. Одно из направлений в этом разделе связано с образами молодой современницы «Штукатур» (1963), «Защитница Москвы» (1967). Другая светлая поэтическая линия ее творчества посвящена детским образам «Сестренки»» «Мои дети»   (1965),
«Ирина» (1966), произведениям в жанре малых форм. Скульптурам Вельцен свойственно чувство пластической емкости.
Основное место в творчестве заслуженного художника РСФСР С. Е. Лебедева   (род.1929 г.) занимает скульптурный портрет. Первая из выполненных в Тамбове работ «Дядя Паша — колхозный животновод» (1960) - создает образ человека из гущи народа, исполненного духовной силы, природной сметки. Работа экспонировалась в 1963 г. на Международной молодежной выставке Бьеннале IV в Париже.
Портретная галерея скульптора, широко воссоздает другие образы людей села. Среди них — «Арженские птичницы»  (1981).
Скульптор много работает над образами представителей рабочего класса — портреты тружеников завода «Комсомолец» Героя Социалистического Труда   В. О. Белякова(1972), бригадира сборщиков В. Плотникова (1969). С. Е. Лебедев также работает над образами людей творческой интеллигенции, среди которых портреты тамбовских литераторов   писателя Александра  Стрыгина(1967), поэта Ивана Кучина (1967), поэтессы Майи Румянцевой (1971). Обращается Лебедев и к скульптурной композиции — «Герой гражданской войны Г. Котовский» (1978), «Владимирский живописец В. Юкин» (1977), «Венгерский художник Иштван Мёжи-Сабо» (1977), «Пастух И. С. Орешкин» (1987).
Ближе к середине 1960-х гг. начинается активная творческая работа в области портрета и жанровой композиции ныне Заслуженного художника   РСФСР скульптора К. Я.Малофеева (род. 1934 г.). Малофеевым создана большая портретная галерея. В нее входят портреты летчика-космонавта,   почетного гражданина Тамбова Л. С. Демина(1975), уроженца области авиаконструктора С. Егере (1973), ветерана партии В. М. Верховых (1983), портреты людей других профессий — представителей рабочего класса, творческой интеллигенции — народного артиста СССР И. Н. Марина (1981), профессора Московской консерватории В. К. Мержанова (1Э21). Много творческих сил вложил скульптор в работу над образом композитора С. В. Рахманинова, включая создание памятника-бюста, установленного в 1982 г. в с. Ивановка на Тамбовщине.
Немало значительных  произведений создали тамбовские скульпторы в области монументальной скульптуры. К этим произведениям относятся открытый в 1970 г. памятник «Вечная слава» в областном центре в честь воинов-тамбовцев, павших в годы Великой Отечественной войны, решенный в виде поднятого на гранитных опорах массивного кольца со скульптурными барельефами на внутренней стороне — авторы С. Е,
Лебедев и К. Я. Малофеев, заслуженный архитектор РСФСР А. С. Куликов; памятник В. И. Ленину в Моршанске (1979) того же авторского коллектива; памятник С. Н. Сергееву-Ценскому в Тамбове (1975) — скульпторы Т. Г. Вельцен и С. Е. Лебедев, архитектор А. С. Куликов, монументально-декоративная композиция «Музыка» на здании областной филармонии в Тамбове (1967) работы Т. Г. Вельцен.
В 1950-е гг. начал активно работать в области графики мичуринский художник, заслуженный работник культуры РСФСР А. В.Платицин (род. 1923). Основные жанровые произведения Платицина в технике тоновой акварели либо размывки тушью связаны с городским бытом дореволюционного Козлова, жизнью и деятельностью И. В. Мичурина. Позже, в 1970-х — начале 1980-х гг. большое место в его творчестве заняла тема Великой Отечественной войны — «На подступах к рейхстагу», «Последний залп войны» (1982).
Настоящий подъем графического искусства в Тамбовской области, как и по всей стране, происходит на рубеже 1960-х годов. Особенно широко развивается в этот период эстамп в разных его видах, в первую очередь линогравюра.
Тема городского пейзажа — одна из ведущих в творчестве В. И. Желтикова (род.1933 г.). Ей целиком посвящена большая серия гравюр 1968—1971 гг., составивших альбом «Тамбов». Автором создано немало произведений о сельской природе. Одно из лучших среди них — гравюра на пластике «Колхозный пейзаж» (1967), отмеченная тонким проникновением в пейзажный образ  ранней осени. Жанровые мотивы, начинаясь с гравюры «Воскресное утро» (1966), продолжаются Желтиковым в больших работах в технике гуаши 1980-х гг. «На реке Цне», «Деревенский март», «Осенняя пахота».
Обстоятельный в деталях жанровый рассказ о жизни и людях колхозного села лежит в основе произведений С. А. Никитина (род.1930 г.). Начинаясь с линогравюр «На полевом стане» (1966), «Отпуск прошел» (1967),
«Яблоки антоновские» (1968), он обретает новое эмоциональное изучение при обращении художника к цвету в работах восьмидесятых годов: «Осенние свадьбы» (1981), «С работы» (1984), «В праздник» (1985).   Большая роль в этих композициях относится к пейзажному фону.
Во второй половине 1960-х гг. в ряды местных графиков вливается новое пополнение
в лице ныне заслуженного художника РСФСР А. Ф. Бучнева, С. Т. Куксова, В. П. Прибыткова, а в конце 1970-х еще одной группы молодых авторов — О. А. Гущина,  Ю. Н. Гунякова, Ю. И. Зайцева, В. Т. Кошелева, В. А. Платицина.
Первый из названных художников А. Ф. Бучнев (род. 1936 г.) обращается в своем творчестве к различным жанрам графики - станковой гравюре, книжной иллюстрации, экслибрису. Интерес  художника вызывает историческая тема — станковый триптих «Поход Игоря» (1967) по мотивам знаменитого «Слова», «Старый Тамбов» (1968), различные жанровые сюжеты из современной городской и сельской жизни, пейзаж. Среди
книжных - иллюстраций Бучнева выделяется,- серия гравюр (1964) к поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».
Значительное место среди произведений С. Т. Куксова (род. 1927 г.) принадлежит гравюрам, рассказывающим о  мужественных людях: пограничниках северных рубежей страны «Пограничники Заполярья», летчика «Будни авиации»,  первопроходцах, осваивающих природу Сибири — серия   гравюр 1979 г. о строителях БАМа «Комсомольца идут сквозь скалы». В середине 1980-х гг.) Куксова появляется новая тема, связанная
со строительством газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, интернациональном сотрудничестве советских строителей и их коллег из ГДР — цикл работ гуашью «Газопровод на Тамбовщине».
Разнообразно по темам творчество В. П.Прибыткова (род. 1942 г.). Начав с гравюр, навеянных мотивами Дальнего Востока, он переходит к пейзажам Тамбова «На берегу Цны», «Дом строится» (1972), жанровым композициям из городской и сельской жизни «В мастерской» (1984), «Пора сенокосная" (1986).
Большинство графических  произведем С. П. Ушакова (1925—1984) посвящено войне.
Основой для создания таких работ как «Песня солдатская» (1970), «Солдатский обед"(1982) послужили рисунки и наброски, созданные на фронте.
Людям тамбовского села посвящает свои работы художник О. А. Гущин (род. 1945 г. Это серия офортов «Девушки совхоза «Россия» (1978), «Народные умельцы Тамбовщины» (1982—1984). Автор хорошо ощущает
и настроение городского пейзажа, о   чем свидетельствует созданный к 350-летию областного центра большой диптих в офорте «Зимний город» (1986), с широкой панорамой площадей и улиц Тамбова.
В жанре исторического портрета интересно выступил Ю. Н. Гуняков (род. 1947 г.).
В 1984 г. им начата большая серия офортов «Замечательные люди Тамбовщины»,  куда вошли композиционные портреты   первого тамбовского губернатора Г. Р. Державина, декабриста М. С. Лунина, композитора С. В.
Рахманинова, наркома иностранных   дел Г. В. Чичерина.
Городской и сельский пейзаж, включающий небольшие жанровые сцены, преобладает в произведениях тамбовских художников В. Т. Кошелева (род. 1944 г.) — цикл рисунков «Волоколамское направление» и Ю. И.Зайцева (род. 1947 г.) — серия «Крылатое небо».
Мичуринский график В. А. Платицин (род.1953 г.) тонко владеет искусством карандашного рисунка. Основное место у него принадлежит теме, связанной с жизнью и деятельностью ученого-садовода И. В. Мичурина  - «Осень пришла. Дом-музей И. В. Мичурина» и «Маньчжурский орех» (1983).
Молодым художником Б. М. Ольшанским (род. 1956 г.) оформлены и проиллюстрированы сборник рассказов «Костры», «Али-Баба и сорок разбойников», вышедшие в издательствах «Молодая гвардия» и   «Детская литература».
В середине 1960-х гг. на Тамбовщине развивается декоративно-прикладное искусство.
Начало этому виду положила своими небольшими керамическими изделиями скульптор Т. Г. Вельцен. В настоящее время разнообразно работают в художественной керамике художницы В. А. Пивоварова (род. 1948 г.) и Н. Д. Колыхалова (род. 1955 г.). В своих работах Пивоварова часто использует народные мотивы, стилизацию росписи в духе лубка. Работы Колыхаловой более привержены традициям классической керами-
ки, включая форму изделий и манеру росписи.
С 1972 года начала работать в - Тамбове заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии   им. И. Е. Репина Н. С. Балагурова (род. 1933 г.), до этого одна из ведущих художниц Ивановского хлопчато-бумажного комбината им. Ф. Н. Самойлова. Параллельно с отмеченными произведениями в области живописи большое место в ее творчестве занимает работа над гобеленом и монументальными росписями. Образный строй в произведениях Балагуровой навеян историей родной земли — гобелен «Память» (1978), посвященный русским воинам, павшим за свободу Отечества, но   наиболее часто он вдохновляет поэтикой земледельческого труда, красотой среднерусской природы - «Хлеб» (1977), «Земля тамбовская» (1980).
Искусством гобелена занимаются в Тамбове также художницы А. А. Разина   (род.1947 г.), А. В. Ладыгина (род, 1941 г.), О. А.Голунова. (род. 1952 г.). В работах А. А. Разиной   важная роль отведена сюжетной завязке, которая органично - дополняется чисто декоративными - элементами композиции, общим ее ритмическим строем - «Арженские ткачихи» (1984).
В произведениях Ладыгиной «Травы детства» и «Красный цветок» (1984) и Голуновой «Торжество» (1981),  «Размышление» (1984) на первый план выступает   общая цветовая оркестровка, создающая эмоциональное настроение зрителя.
Много труда отдает декоративно-прикладному искусству, наряду с занятием графикой художник А. Ф. Бучнев. За полтора десятка последних лет им создан ряд декоративных композиций. Совместно с местными архитекторами тамбовские художники проводят в послевоенные годы значительную работу в области монументально-декоративного искусства.
Коллективом    тамбовских  художников оформлено немало общественных зданий. В их числе — Концертный зал областной филармонии, Дворец культуры «Юбилейный» магазин № 1 «Книга», хирургический корпус областной   больницы, стрелковый   клуб ДОСААФ и т. д.
В разные годы членами Тамбовской организации Союза художников РСФСР являлись
художники. В: Ф. Летянин, Д. И. Шмелем, Г. Г. Геокчакян, В. И. Беляев, Л. А. Прошунина.                              
Произведения тамбовских мастеров неоднократно экспонировались на многих художественных выставках, включая всесоюзные, зарубежные и международные.
Большая экспозиция, представляющая творчество областной организации художников, прошла осенью 1973 г. в Ленинграде. Групповые выставки тамбовских авторов, состоялись за период 1970-х — начала 80-х гг. в Липецке, Хмельницком, а также городе Сексарде Венгерской Народной Республики.
В разные годы в Мичуринске и Тамбове состоялись выставки произведений художников С. Г. Архипова, Н. С. Балагуровой, В. Г.Белоцветова, Т. Г. Вельцен, А. Ф. Бучнева, Т. Н. Емельяновой, В. И. Желтикова,
В. Н.Кожухова, А. П. Краснова, С. Т. Куксова, С. Е. Лебедева, А. И. Левшина, Е. Ю. Ляпина, К. Я. Малофеева, Н. А. Отнякина, А. В.Платицина, Е. В. Рябинского, В. М. Семенова, Е. В. Соловьева, С. П. Ушакова.
Произведения тамбовских художников находятся в собраниях многих музеев и картинных галереях городов Москвы, включая Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и ряда городов страны. Работы тамбовских мастеров не раз воспроизводились в центральной печати.
Тамбовская организация Союза художников объединила в своем составе и искусствоведов.
Л. В. Лебедев (1898—1982) многие годы работы посвятил пропаганде искусства через
многочисленные публикации в областных газетах «Тамбовская, правда», «Комсомольское знамя».
Кандидат искусствоведения В. И. Сазыкина (1938—1983) — автор монографии о художнике А. П. Краснове, брошюры «Русский живописный - портрет в музеях   Тамбова», каталогов персональных выставок произведений Е. В. Соловьева, С. Е. Лебедева, А. П. Краснова.
В. И. Михайлов (род. 1935 г.) на протяжении многих лет собирал материал о развитии изобразительного искусства на Тамбовщине. Результатом работы явилась  книга «Художники Тамбовского края», вышедшая в издательстве «Художник РСФСР» в 1974 году.
Члены тамбовской организации художников держат крепкую связь с тружениками города и села, выезжают работать в творческие командировки на промышленные предприятия, новостройки, в колхозы и совхозы области,
гостеприимно распахивают перед зрителями двери творческих мастерских в дни весенней Недели изобразительного искусства в Доме художника, встречаются с различными аудиториями зрителей на проводимых в Тамбове и Мичуринске областных и персональных художественных выставках.
Организация тамбовских художников, играет заметную роль в духовной жизни области. Откликаясь на насущные задачи времени, выдвинутые в решениях партии, местные мастера изобразительного искусства, как и все деятели советской культуры, стремятся внести свой вклад в благородное дело духовного воспитания советских людей.

 

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l