СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

К 60-летию Тамбовской региональной организации Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России»

В 1998 году исполняется 60 лет со времени создания Областной организации Союза художников в городе Тамбове. За эти годы организация пополнилась талантливыми мастерами изобразительного искусства и сейчас насчитывает 67 человек.
История развития художественной жизни в городе Тамбове имеет свои давние традиции. Еще на рубеже 19 и 20 веков здесь работали такие мастера, как ф. А. Васильев, Л. Л. Каменев, И. Я. Симонович-Ефимова, К. К.Зефиров.
В 1925 году в Тамбове был организован филиал АХРР (Ассоциации художников революционной России). Одним из инициаторов его создания был художник А. В. Фонвизин, ставший впоследствии председателем этого объединения.
В городе Козлове (Мичуринск)в 1922 году возникло объединение «Стрелец», активным членом которого был известный живописец А. М. Герасимов.
В 1920-е г. в творчестве художников находят развитие различные жанры живописи. На первых выставках обратили на себя внимание картины художников В. Г. Белоцветова, А. И. Нестерова, С. Г. Архипова, Н. А. Отнякина, А. И. Лёвшина — живописцев, немало сделавших для активизации художественной жизни Тамбова.
Творческая атмосфера в среде художников в эти годы как бы подготовила почву для организации в городе художественного техникума, занятия в котором начались в 1931 году. В нем преподавали художники А. И.Лёвшин, А. Н. Нестеров, В. Н. Кожухов, С. И. Канин, а также приехавшие из Москвы молодые живописцы А.
А. Рогов, М.. Валукин. Техникум в Тамбове существовал до 1937 г., а затем он объединился с Пензенским художественным училищем. Тамбовские живописцы в этот период принимали участие во многих художественных выставках, в том числе и в выставке «Пяти областей», проходившей в 1936 г. в Москве.
В 1938 году в Тамбове было создано областное отделение Союза советских художников. Его первым председателем стал В. Н. Кожухов.
Заметные изменения в развитие организации внесла Великая Отечественная война. Ряд местных художников мобилизовался в действующую армию. За годы войны тамбовские художники проявили большую творческую активность, создав множество агитационных плакатов и живописных работ, отражающих жизнь тыла,
суровый быт военного времени.
В состав творческой группы местного отделения входили художники В. Н. Кожухов, А. Н. Нестеров, П. И.Дмитриев, Т. Н. Емельянова, Н. И. Фрейман. Работать им приходилось в трудных условиях, так как не хватало порой самых необходимых материалов.
Т. Н. Емельянова в годы войны на основе увиденного и пережитого выполнила ряд работ, наиболее известными из которых стали «Рытье противотанкового рва», «Подарок фронту».События военных лет нашли свое отражение в жанровых полотнах, портретах и пейзажах живописцев.Новый подъем художественной жизни на Тамбовщине начался в середине 1950-х. Он был связан с именами молодых живописцев, скульпторов, графиков, приехавших в Тамбов после окончания художественных институтов и училищ.
Самостоятельная творческая жизнь началась у художника А. П. Краснова в Тамбове, куда он приехал после окончания худинститута в 1955 г. Его картины, написанные с большим мастерством, отличаются неповторимой творческой индивидуальностью. Большинство его полотен посвящено теме коллективизации, создания в стране первых колхозов, а также событиям Великой Отечественной войны. Такие работы, как «За землю родную», «1929 год», «В боевой 18 год», «Хлеб нашли», стали этапными в его творчестве. А. П. Краснов — также автор жанровых композиций, портретов, пейзажей. За большие заслуги в области изобразительного искусства ему в 1987 г. присвоено звание Народного художника РСФСР.
В 1951 году начался творческий путь Е. В. Рябинского, тесно связанный с природой и людьми Тамбовщины. Ведущим в его творчестве становится пейзажный жанр, в котором наиболее полно раскрывается дарование живописца, проявляются его особенности восприятия окружающего мира. Его полотнам «Березовый сок»,
«Черемуха цветет», «Черняновский хутор», «Свадьба в деревне» присущи мягкий лиризм и гармония. В 1982 году художнику было присвоено звание Народного художника РСФСР, а в 1996 году он стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
В конце 1950-х гг. в Тамбове начинает работать живописец Е. В. Соловьёв. Его полотна «Лаборантка», «Минутный перерыв», галерея портретов отличаются интересными композиционными решениями, колористическим разнообразием, умением автора создать неповторимый художественный образ.
Среди художников, работающих в жанре тематической картины, следует отметить Ю. П. Новикова, В. М.Семенова, приехавших работать в Тамбов в 1960 г.
Пейзажному жанру посвятил свое творчество живописец Е. Ю. Ляпин. Его полотна «Зима в деревне», «В лесничестве», «На пригорке» отличают мягкость переходов, декоративность цветового решения.
Более напряженными, насыщенными в цвете, написанными темпераментным, пастозным мазком являются работы В. И. Шемякина. Художник работает в жанре пейзажа и натюрморта. Гармонией, свежестью восприятия наполнена серия его работ, написанных под впечатлением от поездок по северу нашей страны: «Северные баньки», «Северный пейзаж», «Весна».
Активно в эти годы трудятся мастера старшего поколения. Лучшие полотна А. И. Лёвшина «Портрет брата кинорежиссера А. И. Лёвшина», «Портрет художника И. Я. Копрова», работы Т. Н. Емельяновой «Ржаной хлебушко — калачу дедушка», «После концерта» и др. вошли в собрание Тамбовской областной картинной галереи.
В начале 1970-х г. в Тамбове начала работать Заслуженный художник РСФСР, Лауреат премии им. И. Е. Репина Н. С. Балагурова. Проработавшая много лет на Ивановском хлопчато - бумажном комбинате, она в эти годы больше известна как художница по тканям. В Тамбове же она много работает в живописи. Её пейзажи и натюрморты «Черемуха», «Воспоминание о жнице», «Дверь в житницу» отличаются разнообразием цветовой палитры, декоративностью решения.

В середине 1980-х г. коллектив Союза пополнился рядом художников, с появлением которых заметно интереснее стали экспозиции областных выставок. Неповторимостью творческой манеры, поисками оригинальных колористических и композиционных решений отличаются живописные работы А. А. Харитонова: «Люба-
ша», «И вновь была весна», «Прекрасный аквариум», «Новый дом». Выразительностью художественных образов отмечены работы И. ф. Лимантовой: «Ветеран. Портрет А. В. Харитонова», «Воскресный маршрут», «Октябрь в пригородном лесу» и др.
Художник П. П. Маринин пробует свои возможности в разных жанрах, его портреты И. А. Зяблова, В. Г Шпильчина отличаются умением передать внешнее сходство, особенности характера каждого портретируемого. Сейчас художник успешно работает в жанре пейзажа, черпая вдохновение у природы Тамбовского края.
Коллектив живописцев в последние годы очень вырос. Заметным явлением на выставках стали работы Е. Н. Конопкина, А. В. Рябинского, В. Е. Соловьева, Е. Е. Ляпиной, В. И. Кудрявцева, В. В. Сизова, приехавшего в Тамбов в начале 1990 г.
Умением передать свое видение действительности, своеобразием художественно-пластических средств выражения, тематическим разнообразием отличаются работы Ю. И. Киселёва, В. Т. Кошелева, А. Л. Бубенцова, Б. В. Ткачева, Ю. П. Батурова, НА. Насонова, П. Ю. Золотова и других живописцев, не так давно вступивших в творческий союз.
Коллектив скульпторов в Тамбове сложился в начале 1960-х гг., когда в город приехали художники С. Е. Лебедев и Т. Г. Вельцен, внесшие немалый вклад в развитие скульптуры на Тамбовщине. Т. Г. Вельцен — автор небольших фигурных композиций, а также ряда произведений монументальной скульптуры. Её работам — «Сестренки», «Валя», «Отдых», «Мои дети» - свойственны пластическая цельность,
умение передать непосредственность и точность движений в композиции.
С. Е. Лебедев — Заслуженный художник РСФСР — в основном работал в портретном жанре. Его портретная галерея, в ранний период творчества, посвящена людям села, представителям рабочего класса и интеллигенции. Точное внешнее сходство, наряду с проникновением во внутренний мир героев, передача характера
создаваемого образа отличают его работы «Портрет Майи Румянцевой», «Раздумье. Автопортрет», «Дядя Па-
ша — колхозный животновод».
Портретный жанр стал одним из ведущих в творчестве К. Я Малофеева, чья активность проявилась в середине 1960-х гг. За годы работы он создал многочисленную серию портретов, привлекающих точностью характеристики — это «Портрет В. К. Мержанова», «Портрет В. М. Верховых», «Портрет С. В. Рахманинова», «Портрет космонавта Л. С. Дёмина».
К. Я. Малофеев и С. Е. Лебедев известны также как авторы монументальной скульптуры. Именно с приездом названных мастеров город в эти годы преобразился, украшенный рядом памятников, гармонично вписывающихся в городской ландшафт. В 1970 г. в Тамбове открылся памятник «Вечная слава» в честь воинов - тамбовцев, павших в годы Великой Отечественной войны, авторами которого являются скульпторы К. Я. Малофеев, С. Е. Лебедев, архитектор А. С. Куликов.
Интересным решением отличается памятник С. Н. Сергееву-Ценскому (авторы — С. Е. Лебедев, А. С. Куликов). Улицу Державинскую украшает памятник первому губернатору Тамбова Г. Р. Державину. (Авторы — К. Я. Малофеев, А. С. Куликов). Органично вписалась в ландшафт города монументально-декоративная компо-зиция «Музыка» на здании областной филармонии работы Т. Г. Вельцен.
На смену уже ушедшим мастерам пришло новое поколение скульпторов. Их работам присущи поиск новых выразительных средств, разнообразие тем и материалов, в которых они пробуют себя. На последних выставках обратили на себя внимание портреты и композиции М. И. Салычева: «Портрет Вадима», «Зов», «Му-
жик с петухом» и др. Успешно работает в анималистическом жанре скульптор В. А. Бирюков. Его работы «Куница», «Волк», «Енот» привлекают своей пластикой, плавными льющимися формами, декоративным решением. Скульптор умело использует пластические возможности дерева.
Интересен путь тамбовских графиков, наиболее активно начавших работать на рубеже 1960-70 гг. А. В. Платицин — Заслуженный работник культуры РСФСР — один из наиболее ярких представителей станковой графики старшего поколения. Профессионализмом отличаются его рисунки, выполненные в технике акварели. Од-
ной из главных тем в его творчестве стала тема Великой Отечественной войны. «Весна 45 года», «Партизанский обоз», «Берлин капитулировал», «В последнюю атаку» ~ эти и другие рисунки художника сделаны под впечатлением пережитого самим автором. Немало рисунков А. В. Платицина посвящено памятным местам родного города Мичуринска.
В 1960-е гг. широко развивается эстамп в разных его видах. Широкое распространение получила линогравюра. Этот процесс нашел свое отражение в творчестве графиков. Над эстампом в этот период работали художники В. И. Беляев, В. И. Жёлтиков, С. А. Никитин, темой для многочисленных работ которых стала родная Тамбовщина.
Городской пейзаж увлекает художника В. И. Беляева. Это работы, в основном выполненные в технике линогравюры.Пейзажный жанр стал ведущим и в творчестве художника В. И. Жёлтикова. Его привлекала сельская природа, среди которой прошло детство тамбовского графика. Работы В. И. Жёлтикова, выполненные в технике офорта, ксилографии, а также в свободной технике- «Тамбовская деревенька», «У родного дома», «Притамбовье» и др. - отличаются мягкостью и лиричностью.
Со станковой гравюры начал свой творческий путь художник С. А. Никитин. Его линогравюрам свойственны мягкая тональность и живописность. Позже в своем творчестве художник обращается к свободной технике, а также пишет немало живописных работ, связанных с мотивами тамбовских окраин: «Вечерний мотив»,
«Осенние свадьбы», «ужин», «Родные поля» и др.
Во второй половине 1960-х гг. коллектив графиков пополнился новыми именами, оживив его поисками новых выразительных средств, техники исполнения. Заслуженный художник РСФСР А. ф. Бучнев — мастер, работающий в различных жанрах графики — станковой гравюре, книжной иллюстрации, экслибриса. Темами егоработ являются исторические, жанровые сюжеты из современной городской и сельской жизни. Хорошо известны его ксилографии из серии «Земля Тамбовская», книжные иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и др. А. ф. Бучнев много работает в области декоративно-прикладного искусства, искус-
но выполнял из дерева декоративные кресла и композиции.
Значительное место в творчестве С. Т. Куксова принадлежит гравюрам, выполненным под впечатлением от поездок по стране ~ это серия линогравюр и офортов «Пограничники Заполярья», «БАМ идет сквозь скалы», литографий «Дальние рейсы» и др. Немало гравюр С. Т. Куксов посвятил теме строительства газопровода Уренгой – Помары - Ужгород.
Еще одним художником, активно заявившем о себе в конце 60-х гг, стал график В. П. Прибытков. Его твор чество разнообразно по темам, но в основном автора привлекает пейзажный жанр — это работы «Окраина в снегу», «Сентябрь» и др.
Многие работы графика С. П. Ушакова посвящены Великой Отечественной войне. Будучи участником войны, он в своих композициях использовал рисунки и наброски, выполненные на фронте. Его акварели — «Песня солдатская», «Солдатская баня», «Обед солдатский» - отличаются легкостью и непосредственностью исполнения.
Интересными поисками в области офорта отмечено творчество художника О. А. Гущина. Он работает в разных жанрах, но наибольших успехов график добился, работая над сельской темой, городским пейзажем.
В жанре исторического портрета, жанровых и тематических композиций работает график Ю. Н. Гуняков. Привлекают как офорты мастера - нарком Г. В. Чичерин, декабрист М. С. Лунин, поэт Е. А. Баратынский, так и рисунки, выполненные в свободной технике -«Портрет М. Д. Чичканова», «Портрет В. А. Антонова - Овсеенко».
Разнообразием тем отличается творчество Ю. И. Зайцева. Его офорты из серий «Крылатое небо», «Речные дороги Севера» обращают на себя внимание тщательностью проработки деталей, композиционным мастерством.
Городской и сельский пейзаж преобладает в произведениях художника В. Т.Кошелева: «Первая оттепель», «Зимний вечер», «На Студенце».
Мичуринский график В. А. Платицин работает в технике карандашного рисунка. Его работы всегда отличаются интересными композиционными решениями, тонкостью владения техникой рисунка.
В области книжной иллюстрации успешно начал свое творчество художник Б. М. Ольшанский. Им оформлены и проиллюстрированы сборник рассказов «Костры», «Али-Баба и сорок разбойников», вышедшие в издательстве «Молодая гвардия» и «Детская литература».
Сложностью исполнения в технике офорта, травления, интересными поисками тем, оригинальностью композиционных решений привлекают работы графика В.В. Мягкова: серия «Город мастеров», «Рахманинов», «Кукла», «Сказка Севера», «Распятие».
Графические листы А. Л. Бубенцова - «Набережная», серия «День первый... День последний», серия «Рыбацкое счастье», выполненные в технике офорта, отличают профессиональное мастерство, умение автора создать выразительный художественный образ. В последующие годы А.Л. Бубенцов больше работает в живописи. Его полотна свидетельствуют о постоянных творческих поисках автора. Они привлекают своеобразием живописных приемов, тонкими цветовыми решениями.
Немалых успехов достигли тамбовские художники; работающие в области декоративно-прикладного искусства.
Гобелены Н. С. Балагуровой «Урожай», «Хлеб», насыщенные предметами крестьянского быта, мотивами спелого поля ржи, говорят о любви художницы к русской природе, народному творчеству. Художница А.В.Ладыгина работает над гобеленом многие годы, создавая удивительно гармоничные по
колориту композиции. Искусством гобелена в Тамбове занимаются художницы О. А. Голунова, А. А. Разина. Каждая художница сумела найти свой неповторимый почерк в создании разнообразных композиций, оригинальных цветовых решений.
В области керамики в Тамбове работают художницы В. А. Пивоварова, Н. Д. Колыхалова.
Начав свою творческую деятельность еще в 60-е гг., художник Н. Л. Мильченко успешно работает в области стекла, создавая панорамные композиции на тему родного города.
В состав организации Союза художников вошли также тамбовские искусствоведы.
Л. В.Лебедев (1892-1982) немало активности проявил в пропаганде искусства нашего края, печатаясь в областных газетах.
Кандидат искусствоведения В.И.Сазыкина (1938-1983) ~ автор монографии о художнике А. П. Краснове, многочисленных каталогов персональных и областных выставок.
Искусствовед В.И.Михайлов (1935-1990) в течение многих лет, будучи главным хранителем и директором областной картинной галереи, занимался изучением творчества местных художников. В 1974 году в издательстве «Художник РСФСР» вышла его книга «Художники Тамбовского края» . Он также вел большую работу по
комплектованию коллекции картинной галереи, открывшейся в городе в 1961 году.
Заметно выросла организация тамбовских художников за последние годы. Многие молодые художники стали членами Союза.
За годы своего развития коллектив тамбовских художников организовал множество областных и персональных выставок. Многие из них являются постоянными участниками зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок.
Лучшие произведения тамбовских мастеров находятся в собрании Тамбовской картинной галереи, а также в собраниях многих городов России и за рубежом.
Открывшаяся в залах Тамбовской картинной галереи большая ретроспективная выставка, посвященная юбилейной дате, отражает все этапы развития тамбовской организации Союза художников. На ней представлены лучшие произведения всех тамбовских мастеров, ставших членами Союза в разные годы. Экспозиционерам выставки удалось с максимальной полнотой и ярко представить творчество каждого из художников. В экспозицию вошло более 300 работ живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Юбилейная выставка — свидетельство неуклонного развития изобразительного искусства на Тамбовщине. Она, несомненно, явится мощным стимулом для дальнейшего творческого роста и совершенствования мастерства тамбовских художников.

 

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l