СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

Выставка Николая Александровича Отнякина

Выставка Николая Александровича Отнякина, открывшаяся в Тамбовской областной
картинной галерее, результат долгой и кропотливой работы сотрудников картинной галереи, а
также группы его учеников, которые приложили немало сил и терпения для оформления работ
художника и для организации данной выставки.
Творческое наследие Н.А.Отнякина - это множество работ разных жанров, выполнен-
ных с искренним восхищением перед окружающим миром.
В экспозицию выставки вошло около 200 произведений живописи и графики худож-
ника, демонстрирующих его яркий и самобытный талант.
Уроженец города Тамбова, Николай Александрович Отнякин принадлежал к поко-
лению живописцев, которые активно участвовали в создании местной художественной орга-
низации и своим творчеством способствовали формированию художественной среды в городе.
Родился художник 5 декабря 1893 года в большой семье, где все дети увлекались ис-
кусством. Однако, стать профессиональным живописцем было суждено старшему из братьев,
Николаю. Увлечение его искусством заметил местный художников В.Н.Кожухов, у которого
Отнякин получил первые уроки рисования. Он же порекомендовал ему серьезно заняться изу-
чением искусства.
В 1910 г. Отнякин продолжил свое обучение в городе Москве в частных художест-
венных студиях у В.Н.Мешкова, а затем у Ф.И.Рерберга, которые закончил в 1915 году перед
мобилизацией на австрийский фронт. Он прослужил в рядах Красной Армии до конца 1921
года. Служба в армии несколько затормозила становление Отнякина как живописца. Лишь
после демобилизации он начал активно работать в живописи, пытаясь определиться в своих
творческих привязанностях и увлечениях. Занятия в школах-студиях, в которых не преду-
сматривалась четкая программа, предопределили относительную свободу художника в выборе
своей тематики, художественного языка. Это давало возможность живописцу расти в своем
профессионализме самостоятельно, вырабатывая свой стиль, манеру в создании художествен-
ных образов.
Начало самостоятельного творческого пути художника относится к середине 1920-х
годов. В этот период он активно работает в местном филиале АХРР, (АХРР - Ассоциация ху-
дожников революционной России. В Тамбове филиал образовался в 1925 г.), инициатором
создания которого был художник А.Ф.Фонвизин, оказавший на творчество Отнякина заметное
влияние.
Художник много работает с натуры, а также постоянно изучает наследие старых мас-
теров отечественных и зарубежных школ. Особенно он увлекается французскими импрессио-
нистами. Вибрации света, и цвета, отсутствие черноты в их картинах навсегда заворожили
живописца. Сложные задачи, которые они ставили перед собой, были близки Н.А.Отнякину.
Особый этап в развитии мировой живописи - импрессионизм - это прорыв цвета, который ста-
новится основным средством в создании образа.
Ранние работы Н.А.Отнякина - это результат его творческих поисков и увлечений.
Картины художника, написанные в 1920-е годы - преимущественно пейзажи и натюрморты -
отличаются своеобразием пластических приемов и колористических решений. Особенно это
заметно в его картине "Портрет сестры", "Крестьянка за работой", "Новая книга". В этих про-
изведениях автору удается передать дух времени 20-х годов, приметы нового советского быта.
Наиболее выразителен образ пожилой женщины в картине "Новая книга", которая
экспонировалась вместе с "Портретом сестры" на XI выставке АХРР "Искусство в массы". В
этом раннем произведении Отнякина, написанном в холодной синевато-зеленой цветовой
гамме, проявляются характерные особенности живописного языка автора, его внимание к
фактуре мазка, плотного и пастозного.
С годами расширяется круг творческих интересов мастера. В 30-е годы он пишет не-
мало тематических полотен и обращается к жанру натюрморт, что способствует обогащению
его цветовой палитры. Колорит его произведений становится более звучным и насыщенным. В
творчестве Отнякина он всегда является главным в создании художественного образа. Сама
манера письма художника становится свободней, раскрепощенней.
Картина "Прополка проса" свидетельствует о зрелости живописца, по-своему, вопло-
щающего наиболее волнующие темы. Сочетание контрастных белых, красных, зеленоватых
тонов, солнечное освещение в композиции помогают художнику создать в работе ощущение
радости физического труда, передать красоту и ритмичность движений работающих в поле
женщин.
В этот период творчества Отнякин утверждает себя как личность в искусстве, с ярко
выраженным неповторимым почерком. Наряду с другими тамбовскими художниками он при-
нимает участие в нескольких больших художественных выставках, в том числе "Выставке пя-
ти областей", которая проходила в Москве, в 1936. На них Отнякин показывает ряд портретов,
отмеченных глубиной раскрытия образа.
В работе "Колхозный бригадир", решенной в гамме теплых зеленовато-охристых,
рыжеватых цветовых оттенков, автор создает колоритный образ сельского труженика с харак-
терными особенностями личности, и вместе с тем несущего в себе типические черты своего
времени.
Это также присуще и образу девушки - спортсменки в картине "Физкультурница".
Конкретный человек, со своим внутренним миром и неповторимой внешностью - в основе
портрета, однако, и этот образ неотделим от эпохи. По отдельным деталям композиции: кос-
тюму девушки, ее прически, спортивной площадке за ее спиной безошибочно угадывается
время создания этой работы, насыщенной по колориту, построенному на сочетании холодных
зелено-желтых, синих тонов.
Натюрморт, начиная с 30-х г.г. становится одним из ведущих жанров в творчестве
Отнякина. Насыщенные по цвету, натюрморты живописца отличаются ярко выраженным де-
коративным началом. Разными по глубине оттенками цветов он создает совершенные формы
букетов, написанных свежо и эмоционально. Наиболее характерными работами этого жанра
являются "Цветы и фрукты", "Сирень", "Дельфиниум", радующие многообразием цветовой
палитры, яркой, звучной, свидетельствующей о радостном мироощущении автора, его влюб-
ленности в красоту окружающего мира. Художник точным, смельм мазком создает объем
цветов, других предметов в натюрморте. Чувствовать пластику формы и умение с помощью
цвета выявить ее в пространственной среде - это то, что отличает многие натюрморты
Н. А. Отнякина.
В годы Великой Отечественной войны художник жил и работал в Тамбове. Он вел
активную шефскую работу, выезжал в составе агитбригад на фронт. Среди работ военного
времени интересны акварели "Передача танковой колонны "Тамбовский колхозник", "Раз-
грузка барж на Цне", "В разрушенном селе", как художественные документы эпохи. Эти рабо-
ты экспонировались на областных выставках в Тамбове, в 1941 -1943 г.г.
В эти же годы был написан один из лучших портретов автора -"Портрет колхозника".
Написанный плотным, густым мазком, портрет привлекает гаммой теплых коричневатых то-
нов. Отнякину удалось создать образ пожилого человека, много испытавшего и пережившего.
Медаль "За доблестный труд" - свидетельство его трудового подвига в годы войны.
Большой творческой активностью наполнены послевоенные годы в жизни художника.
Уже сложившийся живописец, он продолжает совершенствоваться, находя новые выразитель-
ные пластические средства в создании художественного образа. Автор пишет ряд жанровых
картин - это "Рассказ о Зое", "На катке" и др., которые показываются на областных художест-
венных выставках.
В 1960 -е годы - период необычайной активности живописца - он выполнил серию
интересных женских портретов: "Женщина в белой шляпе", "Портрет М.Роевой", "Пианистка
Карташева", "Портрет В.Матросовой" и др.
Светлый лирический образ создал живописец в небольшом портрете "Студентка
(Портрет Аллы Савиных)", который можно отнести к несомненным удачам мастера. Мягкое
освещение в картине, световоздушная среда придают образу девушки особую поэтичность и глубину. Художник, писавший работу на открытом воздухе, сумел передать изменчивость
солнечного света, просеянного сквозь листву деревьев. Изыскана цветовая гамма портрета,
построенная на сочетании розовато-охристых и холодных голубовато-лиловых тонов. Слож-
ной разработкой цветовых отношений, неповторимой особенностью живописного языка, точ-
ностью характеристик отличаются и другие портреты, созданные в последний период творче-
ства: "Мать Тамары Дерунец", "Портрет Р.Проскуряковой", "Портрет В.Михайлова", "Девоч-
ка с куклой".
Заметное место в творчестве Отнякина занимает акварельный рисунок. Наполненные
светом и воздухом, написанные трепетным, прозрачным мазком, акварели дополняют пред-
ставление о художнике, как о тонком колористе, умеющим чувствовать и передавать беско-
нечное разнообразие жизни, мира природы и вещей. Как будто на одном дыхании написаны
портреты: "Учительница А.П.Казанская", "Портрет Л.Самойловой", отличающиеся точностью
психологических характеристик. Тонкой цветовой гармонией привлекают его рисунки "Пер-
вая зелень", "Сухие цветы", "Натюрморт с цветами и яблоками" и др.
Коллекция картин и рисунков Николая Александровича Отнякина, находящаяся в со-
брании картинной галереи, представляет интересный и значительный раздел творчества ху-
дожника, чье искусство радует своим красочным многообразием и утверждает красоту реаль-
ного мира.

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l