СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

Художник Шемякин Виктор Иванович

Творчество заслуженного художника России Виктора Ивановича Шемякина мало
кого оставляет равнодушным. Его работы экспонировались на всероссийских,
республиканских, региональных, зарубежных выставках. Многие произведения   В.И.
Шемякина находятся в музеях России и за рубежом, в частных коллекциях в Югославии,
Германии, Финляндии.
Живописец работает в разных жанрах, но определяющим в его творчестве
является пейзаж.
Каждый художник неповторим в своем видении и восприятии окружающего
мира, каждый живет своими переживаниями, эмоциями, которые воплощаются в
самобытные художественные образы. «Картины рождаются не в одночасье. И только, когда
замысел созрел полностью, когда я увидел именно тот момент, который задумал, то
настроение природы, присущее рожденному в мыслях образу, тогда лишь берусь за кисти и
краски», - эти слова Виктора Шемякина ясно определяют его творческий метод.
Художником становятся не сразу. Ряд обстоятельств, внутренняя потребность,
восприимчивость к красоте - все вместе привело молодого человека к желанию осуществить
свою мечту - стать настоящим живописцем, появилось стремление прекрасные мгновения
жизни, красоту окружающего мира передать в своих полотнах.
Виктор Иванович Шемякин родился в Читинской области, в райцентре
Газзимурский завод. Его детство прошло в Забайкалье и Сибири. В 1966 году он окончил
Иркутское училище искусств. В училище преподавали замечательные педагоги - народный
художник России А.И.Алексеев, живописец А.И.Вычугжанин., которые развили в юноше
способности живописца, научили в самом простом мотиве почувствовать образ.
Будущему художнику пришлось много работать, сменить ряд профессий,
чтобы зарабатывать себе на жизнь. Он работал учителем рисования, оформителем,
строителем, бетонщиком, и все профессии много дали ему в развитии - это и
наблюдательность, расширение кругозора, опыт общения с людьми.
Детские годы, трудное послевоенное время, когда семья осталась без отца - все
памятно для живописца, все осталось в его сердце. Он часто вспоминает это время, своего
любимого деда, его рассказы о войне. Именно эти воспоминания стали стимулом к созданию
картины «Песня революции», раннего исторического полотна художника, написанного в
Тамбове, куда он переехал в начале 1970-х г.г
В Тамбове начинается самостоятельная творческая работа В.И.Шемякина,
определяются его интересы, проявляются его индивидуальные особенности как художника.
В картине «Песня революции» автор обращается к истории нашей страны. Уже в
этой ранней работе прослеживается попытка живописца не просто отобразить событие, а создать образ эпохи, передать атмосферу того времени. С помощью лаконичных
художественных средств, продуманной композиции ему удается   передать событие,
уносящее нас в неспокойное, трагичное время начала XX века. Растянутый кумач над
грубым помостом - сценой. Гармонист растягивает меха. Его слушают стоящие вокруг
рабочие. На сцене изображен поющий красноармеец в выразительной позе, крепко
сжимающий кулаки.
1970-е г.г. - ранний период в творчестве живописца, ставший очень плодотворным.
После того как он побывал на Севере, суровая красота этого края навсегда покорила его.
Особый сдержанный колорит,   древний дух, который сохранили северные области,
вдохновили Шемякина на создание удивительных пейзажей этого края.
Вот одна из его ранних работ - «Северный пейзаж. Кириллов» (1975). На небольшом
пригорке расположились северные рубленые избы, занимающие второй план полотна. Мимо
домов узкая тропинка приводит к озеру, вода в котором впитала краски холодного серого
неба. Юноша с конем у озера придают картине особую лирическую нотку. Чуть пожухшая
трава, темные избы, прозрачность и чистота воздуха создают неповторимый образ северной
природы. Общая зеленовато-серебристая гамма, как будто омытые дождем строения - в
этой простоте и непритязательности нет и намека на эффективность и броскость. Цветовая
сдержанность глубже помогает почувствовать всю силу обаяния русского Севера, его
безмолвие и покой. В свободных, раскованных пастозных мазках возникает живое
пространство, наполненное тончайшими тональными переходами. Трепетный свет, игра
бликов еще больше усиливают звучность колорита. Эти сложнейшие цветовые сочетания и
аккорды в любимой художником палитре серовато- серебристых тонов будут преобладать во
многих работах разных периодов творчества.
Можно сказать, что живописец как-то сразу нашел свою манеру письма, любимые
мотивы и остался верен им на всю жизнь.
Для его работ 1970-х г.г. «Серый день», « Вечер. Северные баньки», присуща та же
темпераментная манера исполнения крупными, пастозными мазками. Фактура поверхности
его картин похожа порой на удивительное переплетение, сочетание порой близких по тону, а
порой контрастных цветовых оттенков.
Художник не пишет мотив с точностью, но словно вбирает в себя его колорит,
пластику, настроение, и эти интенсивные впечатления, творчески осмысленные и
пережитые, отливаются в яркие пейзажные образы.
Большую роль в становлении художника сыграла поездка художника на
Академическую дачу им. И.Е.Репина в 1976 году, где он работал под руководством
народного художника России И.Попова. Там же В.И.Шемякин познакомился с известным
живописцем Г.Мызниковым. Дружеские, творческие контакты, совместная работа очень
" много дали художнику для его профессионального роста, помогли автору увидеть свои
работы со стороны, и определиться в дальнейшем выборе тем и решений. Мощный
творческий толчок на «Академичке» помог автору в создании ярких, выразительных
произведений.
Пейзаж   «На Академичке. Весна» является одним    из   характерных для
В.И.Шемякина. В этом произведении цвет является для живописца главной составляющей в
создании образа. Форма предметов, соотношения планов, пространство - все в картине
создается цветом. Динамичность мазка, интенсивный колорит - не формальный прием, но
качество мироощущения художника, воспринимающего природу в неустанном движении и
вечной изменчивости. В небольшом палисаднике - буйство белой и фиолетовой сирени.
Мажорная, радостная цветовая палитра отвечает атмосфере весны, пробуждению природы,
приходу долгожданного тепла.
Очертания предметов в картинах В.И.Шемякина чуть растворяются в воздухе,
прозрачном и вибрирующем, не теряя своей материальности и объема. Своими работами
автор всегда добивается эмоционального воздействия на зрителя. Это достигается его
умением передать впечатление от увиденного мотива, внутренний накал, яркие эмоции.
Многие пейзажи живописца лишены панорамности. Скорее им присуща камерность. Но в
творчестве живописца встречаются работы, вырастающие до понятия - символ.
Все просто в композиции картины «Вечер. Северные баньки», но по силе
эмоционального воздействия - это один из выразительных художественных образов —
символов русского Севера, рождающий массу чувств у зрителя. Именно в этом и состоит
миссия художника - дарить людям тепло своего сердца через произведения искусства.
В.И.Шемякин начинал свою творческую деятельность, работая в разных жанрах. В
его творчестве встречаются и портреты, и натюрморты. Картина «Верстак» экспонировалась
в 1972 году на Всероссийской выставке произведений молодых художников в Академии
Художеств.
А в Волгограде, на всероссийской выставке, посвященной 30-летию Великой Победы,
экспонировался натюрморт «Скоро весна». Нежные зеленые побеги расставлены на столе в
банках. Фоном здесь служит часть окна, подоконника, часы-ходики, мирно тикающие на
стене. В доме царит тишина, только фотография погибшего на войне солдата является
деталью, вносящей чувство печали и горечи. Основная мысль автора - это продолжение
жизни, символично отраженное в молодых весенних побегах.
В этот же период были написаны   «Натюрморт с самоваром», «Цыганский
натюрморт», «Русская старина», «В лаборатории» и др. Эти работы объединяет умение живописца опоэтизировать самые простые и обыденные вещи.  Для автора важно через
выразительность колорита выявить фактуру, передать объем   изображенных вещей, их
материальность и вещественность в пространстве картины. Пишет автор свои натюрморты
размашисто, фактурно. Каждый предмет одухотворен, согрет теплом человеческих рук,
поэтому работы этого жанра у художника всегда душевные и проникновенные.
Особое место в творчестве В.И.Шемякина занимают индустриальные пейзажи,
многие из которых написаны в результате творческих командировок на промышленные
предприятия Тамбовской области - Уваровский химический завод, «Пигмент», «ТЭЦ» и др.
В этих произведениях цветовая пластика серебристо-серых тонов создает на холсте
замысловатые     конструкции  промышленных зданий.  Сложнейшие построения
воспринимаются в его работах, как символ нашей эпохи, неотъемлемая часть мира, в
котором мы живем.
1990 - 2000- е г.г стали периодом расцвета творчества живописца. Он много
работает в пейзажном жанре. Поездки на любимый Север помогли автору обновить
впечатления, вновь проникнуться прекраснейшим уголком земли. Результаты поездок -
множество картин, этюдов, набросков. С новой силой в них проявляется яркая одаренность и
живописный темперамент автора. «Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера
задумчивы. Северные реки серебристые. Потемневшие леса мудрые. Сами варяги шли с
Севера», -  эти слова художника Николая Рериха прекрасно передают особый дух,
загадочность северной природы, её первозданность. Все это не может не вдохновлять
живописца, тонко чувствующего красоту.
Незабываемы для зрителя его пейзажи «Юность. Север», « Ночь на севере»,
«Вологда». В работе «Кирилловский монастырь» ощущается теплое отношение автора к
русской старине. Суровые, крепкие стены, высокая башня. Именно этот монастырь никогда
не был завоеван врагом. Вокруг стен монастыря ветер вздымает волны, гонит низкие
свинцовые тучи. Созданный образ напоминает нам о далекой древности, о простом и
строгом укладе жизни наших предков.
Сейчас художник переживает период подъема. Он много работает и всегда остается
верен своему творческому выбору. На стенах его мастерской множество работ, посвященных
не только природе севера, но и Тамбовскому краю. Успех творчества Виктора Ивановича
Шемякина - в эмоционально-взволнованной форме выражения, тонком проникновении его
в состояние пейзажных образов.

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l