СУТОРМИНА Татьяна Валерьевна

Скульптор Лебедев Сергей Ефимович

Заслуженный художник России, скульптор Сергей Ефимович Лебедев
широко известен, как автор многочисленных станковых и монументальных
произведений скульптуры. Его творческий путь тесно связан с Тамбовщи-
ной. Выставка его произведений из собрания Тамбовской областной кар-
тинной галереи посвящена 75-летию со дня рождения скульптора.
Сергей Ефимович Лебедев родился в Саратове в 1929 году. Он с
детства много лепил, рисовал и старался воплотить любимые литературные
образы в пластилине. После окончания школы Лебедев поступил в Сара-
товское художественное училище на живописное отделение. Следующей
ступенью в его профессиональном росте был институт живописи, скульпту-
ры и архитектуры им. М.Е.Репина. Народный художник СССР В.ВЛишев
помог будущему скульптору освоить профессиональные приемы, овладеть
различными материалами. Он привил Лебедеву понимание пластики, стро-
гое отношение к натуре.
Самостоятельный творческий путь начался для художника в 1955 г.
Первое время он жил в Саратове, где преподавал в Саратовском художе-
ственном училище до 1957 г., а затем художник переезжает в Тамбов вместе
с женой, скульптором Т.В.Вельцен.
Начиная с 1960 г. у художника появляется возможность более актив-
но включиться в художественную жизнь г.Тамбова, участвовать на област-
ных выставках, показывая свои первые самостоятельные работы. Худож-
ник часто выезжал на крупные стройки, в колхозы, совхозы. Ранний период
его творчества - это в основном портреты людей разных профессий, кото-
рые стали результатом этих поездок. Они во многом определили дальней-
шую направленность творчества Лебедева, его интерес к труженику. "Дядя
Паша - колхозный животновод" - одно из первых произведений, выпол-
ненных в Тамбове. Переведенный в дерево, он экспонировался в 1963 г. на
Международной выставке произведений молодых художников Биеннале III
1963 года в Париже. Уже в этой ранней работе определились особенности
пластического языка скульптора. Конкретный образ человека, со своими
внешними особенностями, вместе с тем является портретом современника.
Характер лепки здесь живой и выразительный. Портрет был замечен мно-
гими профессионалами. Известный художник С.В.Герасимов написал: "Мы
знаем немало превосходных примеров портретного жанра. Очень
инетересен скульптурный портрет С.Лебедева "Дядя Паша". Художник по-
коряет принципиальным отношением к портрету. У него есть еще и другие
работы с глубиной понимания человека, из этого рождаются и новые фор-
мы решения."
На 1960-е годы пришелся период творческого подъема скульптора,
определения любимой темы, поисков собственных пластических художе-
ственных средств. Портретный жанр становится основным в его творчестве.
В экспозици данной выставки зритель может познакомиться с рядом порт-
ретов этого периода: "Портрет свинарки Шлыковой", "Маляр", "Портрет
комбайнера С.С.Мухаренова", "Портрет бригадира сборщиков завода
"Комсомолец" В.Плотникова" и др. Каждый человек со своим внутренним
миром интересен скульптору. Для него не существовало людей неин-
тересных. Всегда за внешностью человека он старался разглядеть в нем са-
мое главное, его осбоненности характера, почувствать глубину внутреннего
мира.
Метод раскрытия художественного образа героя через подвижную
пластическую форму нашел свое воплощение в серии портретов представи-
телей творческой интеллигенции - это "Портрет художника А.ИЛевшина",
"Портрет Изи Гершбурга", "Владимирский живописец ВЛ.Юкин",
"Портрет венгерского художника П.Межи-Сабо". Сам скульптор как-то
сказал о своем творческом методе: "Я стремлюсь не просто показать чело-
века таким как он есть с точки зрения внешней похожести, а раскрыть его
индивидуальные качества, его духовный склад".
Особенно интересен с точки зрения пластического решения портрет
старейшего художника Тамбовщины АЛевшина. Его можно отнести к од-
ному из наиболее выразительных психологических портретов. Через внеш-
ность человека, его резко очерченные надбровные дуги, нос, сжатые губы
проглядывает внутренняя напряженная духовная жизнь живописца. Худож-
нику удалось очень верно почувствовать внутреннюю сложность и проти-
воречивость этого образа.
В 1970-е годы художник продолжил работу над образами людей кол-
хозной деревни, рабочих. Он выполнил серию женских портретов: птичниц
из племптицесовхоза "Арженка" А.Слюняевой, Л.Шишкиной, Б Воропае-
вой. С рядом этих женских работ зритель может познакомиться на выставке.
К наиболе интересным произведениям этих лет относится бюст бри-
гадира сборщиков завода "Комсомолец" В.О.Белякова, в котором непо-
средственность восприятия натуры нашла свое отражение в характере об-
работки поверхности объема.
Каждая работа, каждый заказ, любой опыт оказывались ступенью к
совершенствованию мастерства. На нынешней выставке представлены так-
же работы мелкой пластики, этюды, которые являются неотъемлемым бага-
жем каждого художника. Скульптура небольшого размера требует от авто-
ра умение создать пластическую форму нужной обобщенности, почувство-
вать наиболее характерное.
Немало у художника работ, связанных с темой Великой Отечествен-
ной войны. Им создана целая галерея исторических лиц. В собрании кар-
тинной галереи хранится одна из наиболее интересных в композиционном
решении работа "Старшина, ветеран трех войн".
Внимание зрителей привлекут работы Лебедева, выполненные в 70-е
годы - это "Портрет сотрудника милиции героя Советского Союза
Н.ИАфанасьева", "Портрет Н.Сосипатровой", "Молодой колхозник Коля
Краснов".
За заслуги в области скульптуры С.ЕЛебедев в 1970 г. получил зва-
ние Заслуженного художника РСФСР, а в 1971 г. он был награжден Сереб-
ряной медалью АХ СССР.
Сергей Ефимович Лебедев известен и своими произведениями в об-
ласти моонументальной скульптуры. Вместе с архитектором А.Куликовым и
скульптором К.Малофеевым, он является автором мемориала "Вечной сла-
вы", открытого в честь воинов-тамбовцев, павших в годы Великой Отече-
ственной войны. Одной из его творческих удач можно считать памятник из-
вестному писателю С.Н.Сергееву-Ценскому. Проект памятника был выпол-
нен Лебедевым совместно со скульптором Т.Вельцен и архитектором
А.Куликовым.
Экспозицию выставки произведений Лебедева гармонично дополня-
ют работы Народной художницы России Н.С.Балагуровой, верной спутни-
цы мастера, творческой подруги и вдохновительницы.
В декабре 1993 года Сергей Ефимович ушел из жизни полный планов
и творческих задумок. Он создал собственный пластический мир, почув-
ствовать атмосферу которого поможет нынешняя выставка его произведе-
ний, составленная из работ разных лет.

 

l Главная ll Художники ll События ll Архив ll Контакт l